Трагедия на Дмитровском шоссе 1993 года

Авто катастрофа на пересечении Дмитровского шоссе с 3-м Нижнелихоборским проездом в Москве, произошедшая 24 июня 1993 года. В результате трагедии погибло 11 человек.

Автомобили

Камаз Одинцовского АТП с грузом немецкой мягкой мебели.

Бензовоз Автокомбината № 11 заполненный горючим.

Троллейбусы 36 и 78 маршрутов (бортовые номера № 6275, 6261 и 4181)

Участники

Должность ФИО
Водитель камаза Виталий Фролов
Водитель третьего троллейбуса Терещенко В. А.
Сержант милиции Лев Новиков

Ход событий

11:25 МСК

На пересечении Дмитровского шоссе и 3-го Нижнелихоборского проезда автомобиль Камаз при перестроении не рассчитал поворот и случайно задел борт бензовоза. В результате удара в корпусе образовалась трещина из которой начало выливаться горючее.

Катастрофа

За бензовозом стояло три троллейбуса — 36 и 78 маршрутов, горючее начало течь в их направлении. В это самое время, предположительно от искры одного из троллейбусов горючее начало возгораться.

Пламя охватило троллейбусы; два из которых быстро сгорели. Водители, видя огонь, просто открыли двери. Несколько человек сгорели заживо; повреждения были такой силы, что останки трёх обожжённых человек опознали только при помощи ДНК. Многие пассажиры троллейбусов получили ожоги, несколько десятков человек были госпитализированы.

Водитель третьего троллейбуса совершил поистине героический поступок — увидя стену огня справа от своей машины, он нажал на педаль. Машина рванула вперёд, на запрещающий сигнал светофора и выехала на встречную полосу. В результате чего было спасено несколько десятков человек.

В момент пожара рядом с местом трагедии находился сержант милиции Лев Новиков с сослуживцами. Спасая людей из троллейбуса, он получил смертельные ожоги и скончался в больнице.

Кроме троллейбусов и двух КАМАЗов от пожара сгорели пустой «Икарус-256», принадлежавший ТОО «Челленджер» (водитель успел покинуть машину), тягач МАЗ и припаркованный на обочине частный микроавтобус «Ниссан», огнём повреждены Nysa, Москвич-2140 и Иж-2715, принадлежавшие частным лицам. От огня сгорели также несколько деревьев и расплавился асфальт.

Большую часть обожженных (14 человек) принял Институт им. Склифосовского. Семь человек со средними и тяжелыми ожогами доставлены "скорой помощью" в 36 горбольницу, двое — в тяжелом состоянии. По одному человеку отправили на лечение в Первую городскую больницу и в больницу им. Боткина. Детей среди пострадавших не было.

Всего в этой страшной аварии погибло 11 человек и госпитализировано ещё 42. Около двадцати человек получили медицинскую помощь на месте. Это была самая кровавая авария в Москве и крупнейшее по числу пострадавших в ДТП в России до 2009 г.

12:16 МСК

Пожар был локализован.

13:50 МСК

Ликвидирована течь из повреждённой цистерны бензовоза.

Воспоминания

Слова Сергея Проханова, напечатанные в газете "День" (№26/93)

Взорвавшийся бензовоз - это Чернобыль в масштабе одной автобусной остановки

Из воспоминаний Героя Российской Федерации генерал-майора внутренней службы Владимира Михайловича Максимчука

… Ничего нельзя было сделать пожарным и в июльский день 1993 года на Дмитровском шоссе, когда бензовоз на полном ходу врезался в троллейбус, переполненный пассажирами. Мощный взрыв разорвал троллейбус, покорежил и разбросал вокруг горячие и горящие куски живого и неживого. Люди пылали как факелы, многие получили тяжелейшие ожоги, а более десяти человек – погибли при взрыве. Обугленные машины вплавились в мягкий асфальт, трава выгорела до пепла. Фильмы ужасов порой бывают милосерднее таких картин... Владимир Михайлович примчался на пожар, прорываясь среди "пробок" машин на переполненном шоссе, вместе с пожарными расчетами, но изменить что–либо было не в их власти! Даже рассказывать обо все этом у него не было сил… Я потом спросила у него: – А нельзя ли принять такое постановление, чтобы бензовозы ездили только по ночам, когда улицы пусты? В ответ он удивился моей наивности... ... До самой осени на телеграфном столбе, уцелевшем при взрыве возле того самого перекрестка у метро на Дмитровском шоссе, висел неувядающий венок, перевитый траурными лентами, а на сожженной земле лежали живые цветы. Первое время вешали портреты погибших, и никто не трогал их. Частенько ездила я по этому маршруту, и венок с портретами был виден издалека... Приходили друзья и родственники погибших, задерживались прохожие, а некоторые – приезжали специально – посмотреть, во что выливается уличная авария в наше время…

Из воспоминаний Йегрес Вонана

Это ужасно. Столб дыма был виден за много километров. Потом, неоднократно проезжая там, с ужасом смотрел на импровизированный памятник - кресты с фотографиями погибших. Земля была обугленной ещё несколько месяцев...

Из воспоминаний младшего сержанта Виктора Сигачёва

Внезапная остановка троллейбуса особого беспокойства у пассажиров не вызвала: ближе к полудню заметно увеличивается транспортный поток, оттого и не редкость дорожные пробки. Когда открылись двери, младший сержант спрыгнул на асфальт. По ботинкам потекла какая-то жидкость, и омоновец не сразу сообразил, что это бензин. Взглянув в сторону, Виктор увидел надвигающийся огонь. Прошли какие-то доли секунды, и пламя пыхнуло в лицо милицейскому работнику. Инстинктивно омоновец прыгнул в сторону. За ним ещё несколько пассажиров последовали, потом из огненной купели вырвался в подпалённой форме майор милиции. Младший сержант Виктор Сигачёв подбежал к женщине, на которой плавилась синтетическая одежда, и ладонями начал сбивать пламя. Огонь потушить удалось, но омоновец обжёг себе руки. После этого Виктор оглянулся и заметил, что огонь подобрался под днище троллейбуса. Через считанные мгновения Дмитровское шоссе в районе военкомата и Сбербанка озарила мощная вспышка и ввысь взметнулся огромный столб пламени. Троллейбус скрылся в огне и дыму. По свидетельству Сигачёва, в эту минуту Новиков, вероятно, через разбитое окно вывел кого-то из пассажиров в безопасное место, после чего обратно влез в салон, чтобы помочь выбраться наружу другому попутчику. Спасая людей из огня, Лев сам попал в огненный плен и превратился в живой факел. Откуда только у него взялись силы, находясь в шоковом состоянии и будучи полностью обгоревшим, самостоятельно покинуть раскалённый остов троллейбуса?! Чуть позднее Сигачёв подошел к карете «скорой помощи» и увидел картину, от которой не могло не содрогнуться сердце: около спецавтомобиля с красным крестом сидел парень, обезображенный огнем до неузнаваемости. Одежда пострадавшего сгорела полностью, только на ногах осталась обувь.

Причины

Ошибка водителя Камаза и недостаточная строгость существующих правил.

Последствия

  • После трагедии были ужесточены правила перевозки нефтепродуктов и опасных грузов. В частности, все бензовозы должны были теперь быть оборудованы проблесковыми маячками жёлтого света. Транспортные средства, перевозящие нефтепродукты, должны быть окрашены в соответствии со специальной цветовой гаммой. Помимо этого, перевозить опасные грузы разрешалось только «в часы наименьшей загрузки транспортных магистралей».
  • В мае 1994 года Никулинский межмуниципальный нарсуд Москвы приговорил водителя Камаза, который врезался в стоявший на светофоре бензовоз, к 8 годам лишения свободы.
  • Водитель троллейбуса Терещенко В. А. был награждён орденом «За личное мужество».
  • Сержант милиции Лев Новиков, погибший при спасении людей из горящего троллейбуса, посмертно был награждён Орденом Мужества.

Память

  • Катастрофа была описана в романе Сергея Шаргунова «1993».
  • В Реутове на обелиске, посвящённом погибшим омоновцам, высечено имя Льва Новикова, погибшего при спасении людей.
  • В посёлке Пролетарский (г.о. Серпухов), где родился и вырос Новиков, в школе в 2009 году была установлена мемориальная доска.

Подробнее

Wikipedia

Пульт черезвучайных ситуаций в ВКонтакте

НАМЕДНИ LifeJournal

Коммерсантъ

ВДПО

Петровка 38

YouTube Репортаж

Катастрофа Ту-154 под Максатихой 1978 года

Авиационная катастрофа самолёта Ту-154 произошедшая 19 мая 1978 года в 5 км от Максатихи. Из...

2024-07-09T21:35:27.704Z

Угон Ан-24 в Турцию 1970 года

Авиационный угон самолёта Ан-24 произошедший 15 октября 1970 года на рейсе из Батуми в Сухуми. Из...

2024-07-11T20:26:49.051Z

Катастрофа Ми-8 в Ямало-Ненецком автономном округе 2008 года

Авиационная катастрофа вертолёта Ми-8 произошедшая 2 июля 2008 года в 340 км от Нижневартовска. Из...

2024-07-11T12:29:41.199Z

Катастрофа Boeing 747 под Токио 1985 года

Авиационная катастрофа самолёта Boeing 747 произошедшая 12 августа 1985 года под Токио. Из...

2024-07-11T20:57:01.658Z

Катастрофа Ил-18 под Казанью 1963 года

Авиационная катастрофа самолёта Boeing 747 произошедшая 12 августа 1985 года под Токио. Из...

2024-07-09T15:21:28.423Z

Пожар на лыжном спуске в Капруне 2000 года

Технологическая катастрофа на фуникулёре произошедшая 11 ноября 2000 года в Капруне. В результате...

2024-07-11T23:36:25.264Z

Катастрофа DHC-6-400 в Непале 2016 года

Авиационная катастрофа самолёта DHC-6 произошедшая 24 февраля 2016 года в Непале, около деревни...

2024-07-11T20:27:59.981Z

Размышляем о Головоломке: важность печали и опасность экстремального оптимизма

Совсем недавно (как минимум по меркам даты написания этого сценария), на большие экраны вышла...

2024-07-30T06:53:22.867Z

Отчёт о сбое Подпольного транскриптора 01.08.23-02.08.23

> Совсем не дают спокойствия в отпуске ## 01.08.23 (GMT+3) - 10:00 - Один из пользователей...

2023-08-02T10:22:11.219Z