Катастрофа Ту-154 под Максатихой 1978 года

Авиационная катастрофа самолёта Ту-154 произошедшая 19 мая 1978 года в 5 км от Максатихи. Из находившихся на его борту 134 человек (126 пассажиров и 8 членов экипажа) 4 человека погибли, 130 выжили, из них 27 получили ранения.

Самолёт

Ту-154Б (регистрационный номер СССР-85169, заводской 76А169, серийный 0169) был выпущен Куйбышевским авиационным заводом (КуАПО) в сентябре 1976 года. 25 октября того же года был передан МГА СССР (работало под брендом «Аэрофлот»), которое направило его в Бакинский ОАО Азербайджанского УГА. Самолёт был оснащён тремя турбовентиляторными двигателями НК-8-2У производства КМПО. На день катастрофы самолёт совершил 1567 циклов «взлёт-посадка» и налетал 3308 часов.

Экипаж

Должность ФИО
КВС Анатолий Николаевич Фёдоров
Второй пилот Эдуард Алексеевич Демонов
Штурман Валерий Ашотович Петросов
Бортинженер Вадим Георгиевич Потапов
Бортинженер-инструктор Анатолий Михайлович Червяков
Стюардесса Ирина Богдановна Кириленко
Стюардесса Татьяна Александровна Евтушенко
Стюардесса Галина Алексеевна Тимофеева

Полёт

Самолёт выполнял рейс SU-6709 из Баку в Ленинград.

10:30 МСК

Самолёт вылетел из Баку и взял курс на Ленинград.

Катастрофа

13:18 МСК

При пролете контрольного пункта Починок с курсом 354° на высоте 9600 метров второй пилот и бортинженер-инструктор вели непрерывное обсуждение особенностей работы системы управления самолётом, в результате чего упустили факт падения оборотов двигателей. Произошла остановка всех трёх двигателей, в результате чего произошло отключение всех трех генераторов и обесточивание бортовой сети переменного тока. После отключения последнего генератора произошел самопроизвольный уход штоков рулевого агрегата в крайнее положение, что привело к неожиданному для экипажа кабрированию и крену самолёта вправо.

Установив факт отключения всех трех генераторов, в сложившейся ситуации экипаж не выполнил требования лётного руководства в части выключения выключателей САУ, СТУ и подканалов РА-56. Несмотря на своевременные меры пилотов по парированию кабрирования и крена лайнер набрал 900 метров высоты с потерей приборной скорости с 570 до 370 км/ч. Самолёт был переведен на снижение с достижением скорости 500 км/ч. Пилотирование при этом и в дальнейшем осуществлялось при среднем положении штурвала около 90° влево (поскольку были не выключены САУ, СТУ и подканалы РА-56). Полетные загружатели по команде КВС были выключены. В связи с отсутствием переменного напряжения произошел отказ основных авиагоризонтов и курсовой системы.

13:19 МСК

Экипаж заметил отключение двигателей только через 1 минуту после отключения генераторов, после чего включил сигнал «Бедствие» и доложил авиадиспетчеру Московского РЦ об отключении двигателей. Продолжая полёт со снижением и пытаясь отыскать аэродром для вынужденной посадки.

13:20 - 13:21 МСК

Пилоты предприняли попытку запуска двигателей № 1 и 2 (оба не вышли на малый газ).

13:22-13:23 МСК

Повторный запуск двигателей № 1 и 2 и первый запуск двигателя № 3. Обороты возросли с 20% до 54%. Двигатели на этом режиме проработали 40 секунд, 70 секунд и 30 секунд соответственно, после чего обороты вновь упали до оборотов авторотации. В период работы двигателей № 1 и 2 на оборотах 54% экипаж подключил генератор № 1 к бортовой сети переменного тока для обеспечения работы перекачивающих и подкачивающих насосов подачи авиатоплива к двигателям. При включении генератора штоки всех подканалов РА-56, находившиеся в крайнем положении практически мгновенно (за 1 секунду) возвратились в исходное положение, что вызвало резкий рывок самолета. Бортинженер Потапов тут же выключил генератор, что привело к повторному рывку вследствие возвращения штоков в крайнее положение.

Самолёт продолжал снижение со скоростью 500 км/ч и вертикальной скоростью 10—12 м/с. Для обеспечения электрической сети переменным током и перекачки топлива в расходный бак экипаж на высоте 5000 метров экипаж предпринял попытку запустить вспомогательную силовую установку, которая не удалась вследствие ее конструктивной особенности, определяющей ее использование только для высот до 3000 метров.

13:27 МСК

Продолжая полет в сторону аэродрома Бежецк (Дорохово), рекомендованный для посадки авиадиспетчером, КВС оценил сложившуюся обстановку (безуспешность восстановления работы двигателей, высоту полета и расстояние до Бежецка — 65 километров) и принял решение выполнить вынужденную посадку на участок местности. Экипаж проинформировал бортпроводников, о необходимости подготовки к аварийной посадке. На высоте 2000 метров были выпущены шасси (предположительно, не все встали на замки выпущенного положения из-за недостаточности давления в гидросистеме).

13:32 МСК

Без выпуска закрылков рейс SU-6709 приземлился на ячменные и картофельные поля в 5 километрах от посёлка Максатиха. Первое касание произошло правой плоскостью крыла о дерево на окраине поля, после пробега по грунту около 150 метров лайнер отделился от земли, через 300 метров в полёте пересек лесополосу (срезав деревья по всему размаху крыла), дважды коснулся грунта и приземлился через 792 метра от точки первого касания. При движении по грунту самолёт разрушился — сломались правые стойка шасси, крыло и двигатель, затем при пересечении грунтовой дороги (при этом был сбит телеграфный столб) и канавы, разрушились и оторвались передняя и левая стойки шасси и концевая часть левого крыла. Фюзеляж остановился в 1518 метрах от места первого касания, разрушился на три части и загорелся. Часть пассажирских кресел при вынужденной посадке была сорвана с креплений. После посадки экипаж принял активные меры по эвакуации пассажиров.

Воспоминания

Воспоминания Е.Н. Озерова – главного редактора районной газеты «Вести Максатихи»

С утра я колол дрова возле своего дома. Вдруг слышу характерный звук пикирующего самолета. Он раздавался совсем близко, а вскоре я увидел и сам самолет. Еще несколько мгновений, и он исчез из зоны видимости. Я понял, что самолет упал в районе бывшего военного аэродрома Дорохово, это на южной окраине Максатихи. Так и оказалось. Многие жители поселка ринулись на место трагедии. Я сел на велосипед и помчал к аэродрому. Когда я туда добрался, место происшествия уже было оцеплено милицией, и внутрь оцепления никого не пропускали. Самолет лежал на поле с оторвавшимся крылом. Мы увидели, как от самолета ведут большую группу людей. На наш взгляд, они были очень богато одеты, не так, как тогда одевались в глубинке

На радостях пассажиры мужского пола бросились в поселок и скупили там спиртные напитки, чтобы отпраздновать свое спасение.

Воспоминания жительницы посёлка Максатиха Ирины Андреевой

Помню этот день. И даже ходили на место падения самолёта с подругой может через день - два. Там в здании элеватора, буквально перед которым лежал самолёт, было много попугайчиков лимонного цвета . Их ловили, брали домой . У подруги жили какое-то время два.

Екатерина Хохлова

Надо же — я только недавно вспоминала это событие и хотела забраться в недра сети, чтобы найти информацию. Помню большой столб чёрного дыма со стороны Розовой дачи, а мы играли возле восьмилетней школы на площадке, испугались, что наши дома горят и побежали. Помню, как жители Розовой Дачи рванули туда кто на чём — на велосипедах, мотоциклах, кто пешком. Тащили обратно обломки самолёта. Попугайчиков действительно ловили.

Ирина Андреева

Старший брат моего ныне покойного одноклассника Володи Емельянова, пахал как раз в тот день поле за деревней Хмелевая . И Володя был с ним в тракторе- школу прогуливал в День пионерии. )) Они были очевидцами авиакатастрофы. Володя нам в школе рассказывал, как всё было, как самолёт падал, как разваливался над полем .Нам тогда было по 12 лет.Если мне не изменяет память, брата звали Олег.

Михаил Милосердов

А мы в этот день ездили с агитбригадой по полевым станам района, посевная в разгаре была, приезжаем РДК, а там полно народу кавказкой национальности, нам сказали что разбился самолет, мы туда, а там отцепление из военных и попугайчики летают.

Елена Жалова

А мой брат работал на машине в совхозе"Свет" и пострадавших возил в районную больницу. А мамина приятельница работала дежурной по переезду на Хмелевском разъезде(тогда переезд был охраняемым) и наблюдала весь процесс падения самолета. Говорила, что выбрасывали из самолета ценные вещи, позже находили на поле обгоревшие кошельки, вернее запоры от кошельков.

Владимир Серов

В Максатихе когда то был запасной аэродром той военной части, что базировалась в Дорохове (Бежецк). Может как раз Дороховские диспетчера и предложили посадить самолет именно на запасной аэродром?

Еще на моей памяти, аэродром использовался для взлета-посадки т.н. "кукурузников", гражданской авиации. А на памяти знакомых старых вояк, на аэродром совершал аварийную посадку штурмовик СУ-15. При этом выворотил несколько плит. Но сел удачно. Год не скажу, но очень давно. Думаю может кто то и подскажет.

Наталья Седова

Когда самолет падал звука не было. Он разломился на 2 части (хвост упал слева от дороги, а остальное немного не задев подстанцию или как это называется, не знаю, упало на другой стороне дороги). Даже часть людей выпала из самолета в этот разлом.

Владимир Сухов

Мне мама рассказывала про это ещё в детстве. Что попугаи ещё долго там жили, их ловили. На моей памяти были истории, я тогда мелковат ещё был, год 1988 - 1995 примерно, что он там лежал ещё, пацаны по старше туда бегали часто. И точно знаю, кого то в Максатихе есть фото после аварии. Блин не помню у кого видел. Буду копаться в архивах мозга, инфа о фото точно должна быть там, просто хорошо за архивирована)

Погибшие

К сожалению, среди погибших была 7-летняя девочка, ноги которой зажало между креслами (на её крики прибежали два члена экипажа, но освободить ноги девочки не смогли и были вынуждены покинуть самолет из-за усиливающегося задымления, жара и огня) и её мать, пытавшаяся спасти свое дитя, прикрывая его своим телом, но в результате их раздавило. Также погибли Военнослужащий капитан ВВС (был завален сорванными креслами) и пассажирка-женщина.

Причины

  • Расследование показало, что бортинженер Червяков для проверки внимательности бортинженера Потапова отключил автомат перекачки авиатоплива в расходный бак и забыл об этом, а тот этого не заметил.
  • Катастрофа была вызвана существенным конструктивным недостатком самолета Ту-154Б: расходный бак использовался для всех трёх двигателей, единичный отказ приводил к отключению всех двигателей.

Последствия

После проведения расследования экипаж был привлечён к суду, результатом которого стали:

  • 3 года лишения свободы за преступную халатность, для бортинженера Червякова (был освобождён досрочно по амнистии).
  • Увольнение КВС Фёдорова из «Аэрофлота».

Подробнее

AVIA SVIT Реконструкции Авиакатастроф

Wikipedia

AirDisaster

Pikabu Нелепые авиакатастрофы

Дзен Жизнь в Максатихе

ВКонтакте Жизнь в Максатихе

LiveJournal Марина Шандар

Угон Ан-24 в Турцию 1970 года

Авиационный угон самолёта Ан-24 произошедший 15 октября 1970 года на рейсе из Батуми в Сухуми. Из...

2024-07-11T20:26:49.051Z

Катастрофа Ми-8 в Ямало-Ненецком автономном округе 2008 года

Авиационная катастрофа вертолёта Ми-8 произошедшая 2 июля 2008 года в 340 км от Нижневартовска. Из...

2024-07-11T12:29:41.199Z

Трагедия на Дмитровском шоссе 1993 года

Авто катастрофа на пересечении Дмитровского шоссе с 3-м Нижнелихоборским проездом в Москве,...

2024-07-09T20:37:02.602Z

Катастрофа Boeing 747 под Токио 1985 года

Авиационная катастрофа самолёта Boeing 747 произошедшая 12 августа 1985 года под Токио. Из...

2024-07-11T20:57:01.658Z

Катастрофа Ил-18 под Казанью 1963 года

Авиационная катастрофа самолёта Boeing 747 произошедшая 12 августа 1985 года под Токио. Из...

2024-07-09T15:21:28.423Z

Катастрофа DHC-6-400 в Непале 2016 года

Авиационная катастрофа самолёта DHC-6 произошедшая 24 февраля 2016 года в Непале, около деревни...

2024-07-11T20:27:59.981Z

Пожар на лыжном спуске в Капруне 2000 года

Технологическая катастрофа на фуникулёре произошедшая 11 ноября 2000 года в Капруне. В результате...

2024-07-11T23:36:25.264Z

Размышляем о Головоломке: важность печали и опасность экстремального оптимизма

Совсем недавно (как минимум по меркам даты написания этого сценария), на большие экраны вышла...

2024-07-30T06:53:22.867Z

Отчёт о сбое Подпольного транскриптора 01.08.23-02.08.23

> Совсем не дают спокойствия в отпуске ## 01.08.23 (GMT+3) - 10:00 - Один из пользователей...

2023-08-02T10:22:11.219Z