Технологическая катастрофа на фуникулёре произошедшая 11 ноября 2000 года в Капруне. В результате трагедии погибло 155 человек.
Фуникулёр
Фуникулёр был открыт в 1974 году. С 1993 года поезд был модернизирован: вагоны приобрели футуристический вид, поставлена гидравлическая система и кабинные обогреватели для контролёров. Поезда перевозили более 1000 человек в день. Состав поднимается под углом в 30 градусов со скоростью 25 км/час без двигателей на одной лишь лебёдке.
Поездка
08:57 UTC+01:00
На очередной рейс садится 161 человек, среди которых известнейшие лыжники мира.
09:02 UTC+01:00
Один из пассажиров последнего купе замечает дым, который со временем сильнее распространяется по вагону и затевает панику среди пассажиров.
09:04 UTC+01:00
Поезд погружается в тоннель. Внешняя связь полностью отсутствует. Тем временем в последнем купе стали видны языки пламени.
Катастрофа
09:05 UTC+01:00
Проехав 600 метров по тоннелю поезд остановился. Диспетчер связался с проводником для выяснения причины, но тот ничего не знает, он не останавливал поезд.
Второй вагон наполняется дымом, 161 пассажир оказался в западне.
09:06 UTC+01:00
Люди выбивают стекло, но за ним обнаруживают второе стекло. Пламя из кабины проводника прорывается в купе, пассажиры впадают в ужас, выхода нет.
09:08 UTC+01:00
Проводник замечает пламя и задымление. Он сообщает об этом диспетчеру, в ответ даётся инструкция открыть двери, но в этот момент связь теряется.
В этот же момент пассажирам последнего купе удаётся разбить стекло и начать выбираться из поезда.
09:11 UTC+01:00
Диспетчер вызывает помощь. Группа выбравшихся пассажиров пытается спастись, отправившись вниз по тоннелю. Спустя некоторое время эта группа из 12 лыжников выходит из тоннеля.
09:20 UTC+01:00
Спасательные службы прибывают на место и начинают взбираться по подъёмнику к поезду. Некоторых пострадавших эвакуируют на вертолёте.
09:23 UTC+01:00
Спасатели проникают в тоннель. Они видят ужасное зрелище, поезд пылает с двух сторон.
09:35 UTC+01:00
Спасатели вынуждены отказаться от спасения и начать эвакуацию нижней станции из-за угрозы обрыва троса.
В это время приходит новость с верхней станции. Дым начал заполнять её помещения и переходить в расположенный там торговый центр, большинство людей эвакуируются, но 4 человека остаются в западне.
10:10 UTC+01:00
Используя вертолёты, первые спасатели оказываются на вершине горы.
10:16 UTC+01:00
Команда спасателей входит в здание в верхней части подъёмника. Всё было в дыму. Благодаря их работе из дыма достают 4-х человек, к несчастью они все мертвы.
12:00 UTC+01:00
Несмотря на опасность 2 команды пожарных отправляются в тоннель. Верхняя команда находит второй поезд с телом проводника и 1 пассажира.
Нижняя команда встречает полностью выгоревший поезд. Все 149 пассажиров погибли.
Причины
В пустой кабине проводника в результате дефекта и конструктивного недостатка масло начинает капать на обогреватель который автоматически включается при прибытии на платформу. В результате этого образуется пламя. За время пока поезд добирается до тоннеля огонь разгорается. Протекающие масляные трубки начинают плавиться, в результате чего поезд останавливается.
Хоть проводник и открыл двери спустя некоторое время, фатальной ошибкой стало то что другие люди начали идти наверх, вместо движения вниз, в результате чего просто теряли сознание из-за поднимающегося дыма.
Воспоминания
Один из пассажиров которому удалось выбраться из последнего купе рассказывает о людях в соседних купе:
Некоторые стояли просто не двигаясь, кажется их парализовал дым.
Начальник пожарной охраны рассказывает:
Хуже всего говорить родственникам, что выживших нет, это хуже всего.
Последствия
16 человек были обвинены в преступной халатности повлекшей гибель людей. 19 июня 2002 года дело было рассмотрено в суде. В феврале 2004 года их оправдали за недостатком доказательств.
Правила безопасности на подобных поездах были ужесточены. Поезда были оснащены связью с проводником, молотками для разбития стёкл.
После катастрофы и расследования фуникулёр восстанавливать не стали, а оставшиеся от него станции переделали для использования кабинного подъёмника «Глетчерджет 1». Он был запущен в эксплуатацию в 2001 году и используется для подъёма туристов на горнолыжный курорт Капрун-Китцштайн. Кабинный подъёмник «Глетчерджет 1» имеет длину 4,3 км и поднимает туристов на высоту 2 200 метров над уровнем моря.